Lofoten 2011
Lofoten 2011
«Пошумев моторами, Выпустив дымок.
Через акваторию Мчится катерок…»
(песенка из м/ф «В порту»)
Ура! Мы едем в путешествие всей семьей! После трех поездок в Исландию было решено сменить место дислокации. Нет, Исландия вовсе не надоела и не наскучила. Просто, все познается в сравнении, и нам было интересно проверить свои чувства к ледяной стране после знакомства с новым интересным местом. Куда поехать? Ну не на юга же конечно. Северная природа и нордическая красота зацепили нас видимо надолго. Они поселились, где то в потаенных уголках души и уходить от туда совершенно не собираются, ну а мы таким «гостям» очень рады.
Семейная поездка. Казалось бы, что может быть проще? Но на самом деле задача поставлена не из легких. Во первых все должны получить от поездки удовольствие. Ритм путешествия должен быть с одной стороны не напряжный, с другой стороны в меру динамичный. Надо успеть поснимать, порыбачить, а за одно, и приобщить к этому ребенка, прикупить новых игрушек, полюбоваться природой, получить удовольствие от новых мест и ощущений, умудриться не поссориться в поездке и главное, сделать это все в удовольствие.
Было решено ехать на Лофотены…
Перелет
Перелет оказался простым, удобным и довольно легким, если не считать стыковку в Осло в 1 час 15 минут за которые надо пройти паспортный контроль, получить багаж, сдать его же и успеть добежать до самолета.
Bodø
Bodø встретил нас свинцовым небом и температурой +10 градусов. После московской 30-ти градусной жары это по особому радует и бодрит. В аэропорту получили свой автомобиль. За последние годы путешествий мы привыкли к простым кондовым внедорожникам. В эту поездку, с учетом ритма путешествия в стиле вальса, качеством дорог Норвегии, ну и в целях экономии семейного бюджета был забронирован Toyota Prius. Что сказать. Чудовище, а не машина. Одно слово – ГИБРИД. За рулем, чувствуешь себя как неандерталец в летающей тарелке. Автомобиль живет своей жизнью самостоятельно, отдельно от водителя. То совершенно бесшумно трогается, то внезапно зажужжит. Больше всего пугает нереально маленький размер высоты шин и клиренса. Хотя, надо отдать должное, под нагрузкой в 300 кг ведет себя в меру резво и в управлении претензий нет вообще. В общем, неоднозначный автомобиль.
Вернемся к главному. Bodø, в целом, приятный маленький городок. Оказался даже меньше чем ожидалось. Очень похож на Akureyri - северную столицу Исландии. Похожий отель и его место расположения в городе. Похожий ресторанчик быстрого питания напротив и парковка рядом с ним. Вечером, выходя на перекресток, мысленно ищешь глазами нашу любимую Исландскую кафешку синего цвета с красными крышами на улице Hafnarstræti
Отдельно хочется сказать пару слов о людях. Бросается в глаза как они переходят дорогу. Они ее просто переходят, даже не смотрят по сторонам. Я понимаю, что здесь такие правила и так заведено. Но, а как же безопасность? Население расслабленным как на Канарах не назовешь. Что это? Уверенность в себе или абсолютное доверие людям? Очень много молодых семей, в которых родители норвежцы, а дети азиаты или темнокожие. Причем это носит вполне массовый характер. Вот она толерантность общества в полной мере.
Второй день после прилета мы проведем в Bodø. Нам надо закупить все необходимое (то, что еще не закупили) к путешествию. И еще совершенно необходимо принести «жертвоприношение» языческому идолу «Извлекателю мозга». Если его не задобрить, вся поездка может пройти не под аккомпанемент Эдварда Грига, а под песнопения «как меня задолбали ваши поездки, давайте быстрее вернемся в отель, а скоро мы приедем». По этому, главная цель этого дня – поиск магазина с игрушками.
Мы всегда думали, что самая дорогая страна в Европе – это Исландия. Теперь с полной уверенностью можем заявить, что это не так. Норвегия на первом месте. Ценник на все нереально выше московского. К примеру, 1 литр 95-го бензина стоит в пересчете на наши деньги 75 рублей………………………….!!!!!!!!!!!
Паром.
На пароме встретили соотечественников. Пара на байке. Парень и внешне и по манере общаться очень похож сразу на нескольких наших знакомых. Одно слово – говорун. Болтал, не переставая 4,5 часа. Довольно странная картина вызывающая улыбку. Брутального вида байкер – болобол. И еще одна пара, путешествующая на машине. Странно. Ловим себя на мысли, что встреча и общение с соотечественниками за рубежом перестали напрягать. Может быть, толерантность здесь передается воздушно-капельным путем?
Reine Hamnøy Eliassen Rorbuer.
Вот, наконец, и началось самое приятное в путешествии. Четыре с половиной часа на пароме и мы на Лофотенах в порту Moskenes.
Ближайшие четыре дня мы проведем в замечательном месте – рыбацкой деревушке Eliassen Rorbuer в местечке Hamnøy недалеко от городка Reine.
Заселились в маленький уютный рыбацкий домик на сваях, стоящий прямо на берегу небольшого заливчика. Две спальни, кухня-гостинная, санузел. Вид из окон просто потрясающий – залив и горы. Вот он идеальный вариант дачи. Все что нужно и ничего лишнего. В очередной раз рисуются картины покупки земли и строительства поселка с «новорусским» названием «Дальние дачи» и рекламные щиты на МКАДе J.
Выгрузили вещи, собрали спиннинги и сразу на рыбалку. Голову решили на заморачивать, стали забрасывать, прямо с причала. Около двадцати минут – полная тишина. И вдруг Никита ловит первую в своей жизни рыбу – сайду на 1,5 кг. Около десяти минут отчаянного вываживания, запутывания плетенки за канаты и водоросли, криков, эмоций. И рыба, поблескивая серебром, лежит на пристани. Бежим к домику срочно показать трофей маме. Взрыв эмоций у ребенка, отцовская гордость у меня, радость за нас обоих у Катерины. Потом и я поймал сайду на 1 кг. И еще одна «сошла» у Никиты у самого причала. В общем началось….
Морская рыбалка (комическая).
Утром я еду на первую морскую рыбалку. Опаздываю. Звонит девушка с ресепшен и говорит, что «чхуна» через две минуты отплавает, шкипер, мол, ждать никого не будет. Но я уже в Reine. Запарковал машину и отчаянно ношусь по пристани в поисках кораблика с красивым женским именем Карина. http://www.datadesign.ws/carina/index.htm
Ура! Я успел. Извинился перед пассажирами и капитаном за опоздание. Все «толерантно» ответили что, мол, все в порядке, и мы тут же поплыли. Из команды только я иностранец. Остальные все местные. Капитан – очень приятный, опрятный, пахнущий «одеколончиком» дяденька. Видимо даже «непьющий» J. Плывем, я осматриваю шхуну и строю предположения, где могут находиться снасти для рыбалки. Пришли на точку. Капитан всех расставил по местам. Меня поставил на корму (место не самое удобное) и вдруг вместо морских удилищ с катушками начинает вручать всем странной конструкции снасти. Деревянная рамка прямоугольной формы вращается на ручке. На рамку намотана леска внушительного диаметра. На конце пилькер грамм на 300 и три отводных поводка с крючками в разноцветных кембриках. Внешне данный «девайс» очень похож на какой-то старинный музыкальный инструмент типа трещотки…. ?????
Я конечно ждал большего (солидный морской спиннинг, «мульт», и т.д.). Отмечаю, что у всех пилькеры «магазинные», а у меня нержавеющая трубка залитая свинцом. Все понятно, иностранец, да еще и из России, опоздал….. Ну так получи – место на палубе на корме, вместо удилища деревянная «хрень», приманки – можно бы хуже, да нету.
Становится грустно…. Но расстраиваться не буду. На «хрень» я еще ловить не пробовал. Шкипер мне начинает объяснять, как пользоваться, но я с моим английским понимаю его плохо.
Он спрашивает:
- По английски говоришь?
Отвечаю:
- Так себе.
Он махает рукой. Короче, червяка на крючок, донку в воду…. Ловим минут двадцать. У всех тишина. Капитан командует сматывать «снасти», если это можно так назвать. И тут у меня поклевка. Вытаскиваю сайду на 5 кило. Шкипер помогает багром затащить ее на палубу. Ну, тут «зрители аплодируют, аплодируют….». Переезжаем на новую точку. Вытаскиваю еще такую же сайду. Народ начинает подозрительно посматривать в мою сторону, вопросы задают типа «с какой глубины?, каким стуком о дно стучишь». Какой нахрен стук, я впервые в море вышел… Сосед вытаскивает треску на 3 кг, и еще одна дамочка морского налима на 2кг. Я вытаскиваю сайду на 6 кило. Подходит шкипер и говорит:
- Да ты реальный рыбак!!!
Я отвечаю:
- Ты еще не видел как я на Волге ловлю….
Снова меняем точку. Двадцать минут тишины. И тут поклевка. Чувствую, что на том конце что-то увесистое. Странно, чем ближе к поверхности, тем все тяжелее и тяжелее становится. Тяну минут десять, дотянул до шок-лидера. Все бросили рыбачить. С интересом смотрят. Капитан рядом стоит, прикалывается. Говорит:
- Наверное, монстра поймал? Давай, помогу!
Руки порезало леской до крови. Да еще соленая морская вода «приятно освежает» ладони. Чувствую, что могу и не вытянуть и киваю головой. В общем вытащили три сайды (две на отводных, одна на пилькере) одна на 4 кг, вторая на 6,5кг, а третья на 16 (шестнадцать) кг!!!
Шкипер говорит, что в этом сезоне рекорд по сайде в этих местах 21кг, и я в 5-ке лидеров….
Вот так мы выступили за сборную России по ловле сайды в Норвежском море.
…………
Hamnøy, как впрочем и вся коммуна Moskenes, замечательное место, насквозь пропитанное спокойствием, рыболовной тематикой и морской романтикой.
Узкие дорожки, на которых две машины с трудом разъезжаются, мосты и мостики соединяющие острова и островочки.
Маленькие симпатичные поселки,
рыбацкие домики Rorbuer красного и коричневого цветов.
Бухточки и заливы, кораблики, баркасы и шлюпки.
Деревянные «рогатулины» с сохнущей треской, чайки. Океан. Острые вершины гор, которым более 3-х миллиардов лет. На них приятно любоваться в любое время. И утром, когда первые лучи, словно солнечными зайчиками украшают их склоны. И днем, когда жесткое солнце накрывает их тональной перспективой. И на закате, когда заходящее за них солнце подсвечивает розовым цветом облака, спускающиеся с вершин к подножью. И даже ночью, когда покрытые тенью они становятся похожими на кривые зубы троллей.
Мы проведем здесь четыре незабываемых дня.
Будем ездить в сторону местечка Fredvang и возле двух мостов, изогнутых, словно натянутые луки,
на закате фотографировать древние горы в лучах заходящего солнца.
Будем обалдевать от количества брусники, голубики и черники лежащей под ногами на ковре из мха и торфа.
Посетим деревушку Ramberg и в сувенирном магазинчике познакомимся с ее владельцем - симпатичным дедушкой, который за 15 минут нашего общения расскажет нам и о себе и о местных достопримечательностях и о своих детях и внуках.
Наведаемся в поселок Vikten и зайдем в местную стеклодувную мастерскую полюбоваться произведениями Lofoten Design из стекла и керамики, понаблюдать за работой мастера и выпить по чашечке кофе с прекрасным десертом.
Между поселками Ramberg и Vikten недалеко от церквушки Flakstad Kirke прогуляемся по пляжу. Так странно, белоснежный песок, горы в «тональнике», волны Атлантики, это место очень напоминает западные фьорды (West Fjords) Исландии.
Скатаемся в Leknes и Ballstad потаращиться чем там живет население.
Посетим LOFOTR - музей викингов в поселке Borg, и сходим на фестиваль викингов.
И конечно же каждый день мы будем ловить рыбу. Будем пробовать разные приманки, разные проводки. Будем ловить и на рассвете и на закате, и днем и ночью, и на приливе и во время отлива. Будем просто радоваться спокойному семейному счастью…..
Henningsvær
Мы двинулись дальше на север и поменяли точку нашего пребывания. Остановились на три дня в рыбацкой деревне Henningsvær. Что сказать. Очень колоритная деревенька, расположившаяся на маленьких островках около крупного острова Austvågøy, в 26-ти километрах от «Северной столицы» Лофотен - города Svolvær. Уютные улочки. Приятные опрятные домики. Симпатичный порт. Заселились в рыбацкий домик в Henningsvær Rorbuer. От основной трассы E10 к поселку ведет дорога №816. Узенькая дорожка бежит к поселку по самому побережью и соединяет его с «землей» (Austvågøy в общем то то-же остров) двумя мостами. Окрестности поселка довольно привлекательны. На берегах, в большом количестве, разбили свои палатки альпинисты и кемперы. Три ближайших дня мы будем кататься по окрестностям. Пару раз сгоняем в Svolvær. Выйдем на рыбалку в море, и опять выловим больше всех, правда трофеев уже не будет (максимальный – сайда на 6кг.). Ну и конечно каждый день будем ловить в заброс с берега и поймаем еще и треску и макрель.
В общем, приятное место, но если честно сказать, не цепляет так, как Reine Hamnøy.
Наше пребывание на Лофотенах пролетело незаметно. Словно одно мгновение. Оно было наполнено спокойным неторопливым ритмом, созерцанием природы, тишиной, спокойствием, тихим семейным счастьем. Пора прощаться с милым, спокойным, полюбившимся нам архипелагом. Завтра мы перебираемся на материк. В область Lyngen Alps.
Lyngen Alps
Перегон в 460 км совершенно не утомил. По дороге мы любовались скандинавской природой, а за одно, чтобы ребенку дорога не показалась совсем уж нудной, заехали в полярный зоопарк. На ближайшие три дня мы остановились в поселке Oteren. Заселились в отеле Lyngskroa. Привыкнув к «самостоятельной» жизни в рыбацких Rorbuer, возвращаться к «цивилизованному» проживанию в отеле не очень хочется. Однако, Lyngskroa оказался прекрасным местом. Номера просторные и удобные.
Lyngsfjord, как впрочем, и сам полуостров Lyngen очаровывают своей холодной красотой с оттенками саамской культуры. Здесь есть что посмотреть и что поснимать. И красивые горы, и суровое побережье,
и симпатичные рыбацкие лодочки,
да много чего.
Наше пребывание на Лофотенах прошло под лозунгом «Ни дня без рыбалки!». И действительно, уловы, пусть даже размером с ладонь, но были каждый день. Lyngsfjord прибрежной рыбалкой, честно говоря, радовать нас отказывался. Нет, ловить с берега в принципе можно, и народ это делает, и рыбу вытаскивает. Но у нас, почему то не пошло.
Ну что, тогда попробуем пресноводную. По имеющейся информации в окрестных речушках рыба должна быть. Когда переезжали из Henningsvær в Oteren, пару раз заезжали в почтовые отделения в разных городах с целью купить рыболовную лицензию. Как ни странно, оба раза неудачно. Но, к нашему удивлению, в отеле удалось не только лицензию купить, но и дезинфекцию снастей сделать (для пресноводной рыбалки здесь это обязательно). В итоге, нам выдали карту с участком, на котором по этой лицензии мы могли рыбачить. Заморачиваться не стали, недалеко от отеля одна из рек впадает в залив. Вот там решили и побросать. Собрали «дезинфицированные» спиннинги, коробку с «пресноводными» приманками в сумку и вперед. Добрались до реки. Около моста спустились к воде. Идем по довольно широкой (15-20 метров) песчаной отмели. Берега крутоваты и заросли непролазным кустарником. Странно. На песке узоры как будто водой нарисованные. Что это? Тает снег в горах и река полноводной становится? Нашли место вроде не плохое. Глубина нормальная. Начали бросать, «а в ответ – тишина». Вертушки маленькие попробовали, легкие колебалки – ничего. Поставил бомбарду, начал на «муху» пробовать. Ребенку не особо интересно, он начал «приманивать рыбу», швыряя камни в реку. Я забрасываю и понимаю, что с каждым броском что-то меняется, а что понять не могу. Каждая проводка отличается от предыдущей. И вдруг меня осеняет – узоры на отмели! Так это морской прилив сюда заходит!!!??? Быть этого не может. Мы гораздо выше, да еще перед впадением реки в залив островок или полуостровок, в общем, затишка. Быстро складываю спиннинг. Побежали от сюда…
В общем, обратно к мосту, где можно подняться, уже по воде шли. Все давайте уже с рыбалкой в Lyngen Alps заканчивать. Не улыбается нам здесь по рыболовной теме…
Tromsø
Ну вот и пришел последний день нашего пребывания в Норвегии. Сходим в музей Polaria, затаримся сувенирами, прикупим норвежских охотничьих ножей, вернем в прокатную контору наш PRIUS, пакуем чемоданы…
………………
Четыре часа в небе двумя самолетами и мы в аэропорту Шереметьево. Еще четыре с половиной часа по московским пробкам, и мы дома.
Понравилось ли нам? Конечно! Как отдых может не понравиться?
Хотим ли мы еще раз вернуться сюда? Конечно, хотим!
Вернемся ли? Пожалуй, да. В следующий раз, когда нам вновь захочется спокойного семейного счастья, мы приедем в Eliassen Rorbuer, но уже на своей машине и останемся там дней на десять.
Поставленная задача отдохнуть всей семьей выполнена по полной программе. Мы открыли для себя еще одно новое место на карте. Немного поснимали, немного порыбачили. Получили удовольствие от встречи с северной природой. Ни разу не поссорились. Ребенок, надо отдать ему должное, научился доводить родителей до белого каления, тем не менее, не перегревая до точки «невозврата». Видимо взрослеет.
И еще, мы проверили наши чувства к ледяной стране. Довольно странно. На протяжении всей поездки преследовало чувство, какой то «недосказанности». И вдруг, мы вспомнили слова Алены - нашего менеджера по первой поездке в Исландию:
- Меня тяжело теперь чем-либо удивить. Первая страна, где я путешествовала – была Исландия. И все места, куда я приезжаю, сравниваю именно с ней.
Вот и мы теперь, похоже, все сравниваем с Исландией, а стандарты, заданные этой страной довольно высоки….
………………
Отдельно хочется сказать несколько слов о снастях для рыбалки. Про морскую или речную рыбалку подробно говорить, наверное, смысла не имеет. Информации и так предостаточно. А вот опытом о рыбалке с берега в море, доступной абсолютно всем путешественникам, хочется поделиться.
Основная «рабочая» снасть:
1. Спиннинг - Shimano CATANA CX TELESPIN 270MH
2. Катушка - Daiwa REGAL 2000 XIA
3. Плетенка - Berkley Fireline Tracer Braid 0,16мм и 0,14мм
На мой взгляд – прекрасный комплект по всем показателям для travel - варианта. Палка: легкая (180 гр.), длина и тест - то, что надо для поставленной задачи (270 см., 14-40 гр.), в сложенном состоянии (70 см.) и в чемодан умещается и на задней полке автомобиля много места не занимает. Катушка: не особо тяжелая (290 гр.), «много-шаровая» (подшипников 11 шт.), ход вполне плавный, в комплекте две металлические шпули. Шнур - как говорится без комментариев и не толстый и не тонкий. Снасть в собранном состоянии вполне сбалансированная, рука не устает, ловить комфортно даже ребенку. Привести ее в рабочее состояние – минутное дело. «Кастмастер» в 30 грамм швыряет метров на 50 легко. Работа «колебалки» чувствуется великолепно, «джиг» по кончику отрабатывает прекрасно. Общее соотношение цена/качество – на пять с плюсом. Поймите правильно, я не рекламирую ни кого из производителей. Все вышеперечисленное «хозяйство» является исключительно моим мнением и моим опытом, который в целом оказался вполне удачным.
Приманки:
Оптимальный вес приманок 30-40гр. Замечательно работает «кастмастер». Хорошо показали себя узкие, длинные, слегка изогнутые крашеные «колебалки» отечественного производства. На желто-красные садилась мелкая раба, на синие – покрупнее. Работали пилькеры до 40гр. и местного (Норвежского) и отечественного производства, в основном сине-серебристого цвета. Лучше всего показали себя слегка изогнутые, объемные «колебалки» производства Дании сине-желто-золотистого цвета. Неплохо работала отечественная объемная «колебалка» в виде оливки, половина – белый металл, половина – желтый, с разноцветным люрексом на тройнике. Резиной (твистеры, виброхвосты, октопусы) белого, красного, желтого цветов на джиге рыба интересуется, но не берет (по крайней мере у меня). Различные (простые, составные, двойные) блесны «made in china», купленные к китайском ряду на «Птичке», рыба игнорировала вообще. Крупные вертушки (№№5-6) результатов не принесли.
Улов:
Чаще всего попадалась сайда от 0,5кг до 1,5кг. Так же ловилась треска и макрель (скумбрия). Очень понравилось ловить макрель. Рыбка на 0,5кг сопротивляется очень резво, как наша щука на полторашку. И еще, вопреки стереотипу, сайда чаще всего садится на крючок не со дна, а в полводы.
Вместо эпилога
Чемоданы разобраны. Сувениры расставлены на полки. Привезенные почтовые марки заняли свое место в альбомах. Приманки промыты от соленой морской воды, просушены и заняли свое место в отдельной коробке. На коробке приклеен стикер с надписью: «Norway, Lofoten. From coast to: Сoalfish, Torsc, Mackerel»…
by Chumazy 2011
photo by Kate_ch